ЧТО ТАКОЕ СПА-УСЛУГИ? Relax или wellness?

Ликбез для руководителей, специалистов и клиентов спа

 

В современной индустрии красоты существует три типа услуг:

  • Эстетические косметологические услуги
  • Медицинские косметологические услуги
  • Спа-услуги

Эстетические косметологические услуги направлены на улучшение внешнего вида кожи.

Медицинские косметологические услуги направлены на лечение болезней и эстетических недостатков кожи, например, лечение акне, коррекция деформационного птоза лица с помощью инъекций гиалуроновой кислоты и т.п.

Спа-услуги – это оздоровительные услуги, т.е. услуги, направленные на укрепление здоровья человека.

К сожалению, до сих пор со стороны руководителей спа-центров и работающих в них специалистов можно часто слышать о том, что спа – это место, куда люди приходят отдохнуть и расслабиться. У многих в головах существует клише, что спа – это какое-то чуть ли не развлекательное заведение, где главное угодить клиенту, радовать его взор красивыми интерьерами, ароматными свечами и приятной музыкой. И причем тут какое-то укрепление здоровья, медицинский персонал, спа-обучение? Действительно, для развлекательного заведения все это не нужно. Но спа-центры не из этой категории.
Спа-салоны возникли несколько десятков лет назад не потому, что людям не хватало развлечений. В начале 80-х годов ХХ века ВОЗ официально установила такую нозологическую единицу как синдром хронической усталости, которому подвержено большинство населения развитых стран. Для синдрома хронической усталости характерно то, что обычный отдых в выходные дни не дает полного восстановления сил у человека с 8-часовым рабочим днем. Нужны какие-то дополнительные меры, чтобы восстановить хорошее самочувствие. Этими дополнительными мерами и стали первые дэй-спа. Однако 20-30 лет существования спа - это слишком маленький срок. Пока нет единой методологии, тактики работы, существует проблема с подготовкой кадров. Все подходы только вырабатываются. С другой стороны, спа – это непреходящий тренд, мода навсегда, что крайне привлекательно для создания спа-бизнеса. Всем участникам этого бизнеса следует помнить, что это оздоровительный бизнес, а не развлекательный.
Почему так устойчиво это клише тоже понятно. Ведь если бизнес развлекательный, то и особо напрягаться не надо, Сделали красивые интерьеры, нашли кое-каких специалистов, зажгли свечи и клиенты потекут рекой, чтобы расслабляться, отдыхать, развлекаться. К сожалению, это заблуждение и самообман. И руководителям, и специалистам необходимо развивать свой профессиональный кругозор.
СОВРЕМЕННЫЕ СПА ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ВЫСОКОГО КОМФОРТА. Чтобы создать такой спа, необходим прежде всего определенный объем знаний в этой сфере.

SPA – relax или wellness?

Если попросить любого специалиста индустрии красоты ответить одной фразой на вопрос «Что такое спа?», то большинство ответит – «Спа – это релакс».

Релакс или релаксация в медицине обозначает: а) расслабление скелетной мускулатуры; б) снятие психического напряжения.

Однако применяемое по отношению к спа слово «релакс» приобрело более легковесное значение, спа - это релакс, т.е. чуть ли не центр досуга или развлечения. Такая трактовка уходит в прошлое.
В настоящее время большинство западных экспертов все чаще употребляют по отношению к спа слово «велнес» (англ. wellness от «be well» — «хорошее самочувствие» или «благополучие»). Под словом велнес подразумевают оздоровление. Другими словами, спа – это не релакс как развлечение, а велнес как оздоровление. Здесь мы должны не развлекать клиентов, а укреплять их здоровье. Т.е. спа-центры – это оздоровительные учреждения, целью которых является укрепление здоровья клиентов/пациентов.
Кстати, слово «велнес» пока не отражено в словарях русского языка, однако лингвисты советуют использовать именно такой вариант написания, без удвоенных согласных. Возможно, по аналогии со словом «фитнес», уже получившим словарную фиксацию.

Людмила Воронцова