ОСОЗНАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Как повысить эффективность обучения

 

Посещая разные семинары и курсы, специалисты часто жалуются, что ничему на них не научились. Но при этом никто не задает себе вопрос: «Все ли я сделал, чтобы чему-то научиться на этом семинаре?». Прежде, чем разбираться с проблемой, прочтите буддистскую притчу о трех типах слушателей. К какому типу относитесь вы?

ТРИ ТИПА СЛУШАТЕЛЕЙ

Буддистская притча

Однажды к Будде пришел человек и попросил ответить на его вопрос. Будда сказал:
— Я отвечу, но не сейчас.
Человек удивился. Он был очень ученым, и его хорошо знали во всей стране, и, конечно, его обидело, что Будда не мог уделить ему немного времени. — Почему ты не можешь ответить мне сейчас? Ты занят?
— Нет, дело не в этом. У меня достаточно времени, но прямо сейчас ты не сможешь воспринять ответ.
Есть три типа слушателей, — начал объяснять Будда. — Первые как горшок, перевернутый вверх дном. В него ничего не войдет. Вторые подобны горшку с дырявым дном. Кажется, что он наполняется, но это лишь на мгновение. Рано или поздно вода из него вытечет, и он снова будет пустым. И наконец, третьи подобны горшку, который стоит как нужно, и дно у него не дырявое, но он полон мусора. Как только вода наполняет его, она тут же становится грязной.
Прежде чем задавать вопрос, нужно выкинуть из головы весь мусор. То, что не осознано, — не познано.

В большинстве случаев проблемы низкой эффективности обучения обусловлены неумением учиться. Взрослые люди учатся редко (по сравнению со школьниками или студентами), поэтому навык обучения у них часто утерян, а у многих отсутствует изначально. Так бывает, на предыдущих этапах жизни человека не научили учиться. На вопрос «Кто виноват?» ищите ответы сами. А в качестве ответа на вопрос «Что делать?» предлагаю алгоритм повышения эффективности обучения, включающий 4 шага.
Шаг 1. Правильная установка
Шаг 2. Конспект
Шаг 3. Анализ обучения
Шаг 4. Практическое применение.

АЛГОРИТМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Шаг 1. ПРАВИЛЬНАЯ УСТАНОВКА

Частая причина низкой эффективности обучения – неправильные установки ученика. Их много, они бывают разные, но всех их объединяет отсутствие рационального отношения к учебе. Привожу некоторые из них.

Учеба – это рутина. Такую установку исповедуют те, кто пришел пройти очередной курс обучения. Ему просто надо отучиться.

Учеба – это формальность. Им нужно пройти курс, чтобы получить диплом. Диплом дает определенные преференции при трудоустройстве, поэтому учебу я закончу, главное, чтобы дали диплом.

Учеба вообще не нужна. Я все это знаю. К сожалению, лица из этой категории также встречаются среди специалистов спа и индустрии красоты. Однажды на приглашение на семинар по чакротерапии мы услышали: «Мне это не надо. Я все про это знаю». Счастливый человек. Я 20 лет занимаюсь чакротерапией, и по-прежнему открываю что-то новое в этой бесконечной теме, постоянно дополняю семинар и разрабатываю новые техники. В ближайшее время планирую проводить новый 5-дневный курс семинаров по чакротерапии. А может это уже никому не надо? Все всё про это знают?

Учеба – это место для самоутверждения. Апологеты этой точки зрения приходят на обучение с целью себя показать. Я тут самый квалифицированный, знающий, успешный и т.д. Обычно такой установки они придерживаются и в спа-салоне. В итоге и работа, и учеба у них превращаются в поле боя, арену цирка или боксерский ринг. Они все время тянут одеяло на себя, подавляют своим авторитетом коллег, не дослушав преподавателя, к месту и не к месту начинают приводить примеры из собственной практики и т.д. Это люди с ярким дисбалансом 3 и 5 чакры. Для них профессиональная агрессия – это способ самоутверждения. Причина такого поведения часто кроется в отсутствии должной профессиональной подготовки. Путь к осознанию у них будет долгим и не все его одолеют.

Учеба – это развлечение. Люди, придерживающиеся такой установки, обычно с восторгом говорят о том, что это такой интересный курс, спа-обучение – это так интересно. Они переполнены бездумным энтузиазмом. Во время обучения у некоторых из этой категории происходит ломка шаблонов, меняется угол зрения, происходит осознание профессии и своего места в ней. В результате получается активный и думающей специалист, с любовью относящийся к своей профессии. Но часть бездумных энтузиастов так и остаются бездумными, пребывая на своей волне, приобретая среди клиентов и коллег репутацию чудаковатых или странных людей. Ну что тут сказать? Без осознания не бывает понимания.

Неправильных установок много. Часто люди не осознают их. Именно с осознания своих заблуждений и начинается выработка правильного отношения к учебе.

УЧЕБА – ЭТО РАБОТА. Это единственно правильная установка, на какой бы курс или семинар вы не пришли. Вы пришли на обучение, чтобы чему-то научиться. Любое обучение проводят для того, чтобы кого-то чему-то научить. Развлекаться и скучать нужно в другом месте. Возможно, вы пришли на обучение, чтобы услышать одну нужную вам фразу, которая изменит вашу жизнь. Если на семинаре будете думать о постороннем или скучать, вы можете ее не услышать.

Учеба – это работа. Работа будет легкой только тогда, когда она вам интересна, в противном случае – это тяжелый труд.

Для успешного обучения вы должны выспаться перед семинаром, позавтракать, надеть удобную одежду, придти вовремя, взять с собой тетрадь и ручку, сменную обувь и одежду. Кому-то эти вещи покажутся банальными, но до сих пор на семинары приходят неподготовленные люди. Одни жалуются на головную боль из-за того, что не выспались, другие с удивлением обнаруживают, что в свитере с длинными рукавами невозможно делать массаж, третьи забывают взять тетрадь и ручку на теоретическое занятие… Речь идет не о первоклашках, а о специалистах индустрии красоты.
Для успешного обучения помимо хорошего физического самочувствия и комфорта необходим эмоциональный баланс. Настроение у ученика должно быть ровным. Вы должны испытывать интерес к обучению и не должны скучать, грустить, тревожиться, беспокоиться, бояться. Все эти деструктивные эмоции снижают эффективность обучения, т.к. ослабляют концентрацию внимания и запоминание. Даже если обучение показалось вам скучным и неинтересным, постарайтесь извлечь из него пользу.

Шаг 2. КОНСПЕКТ

Конспектируйте всю информацию, полученную на обучении. Если вы просто слушаете, то усваиваете только 20% из услышанного. Если вы записываете информацию, то усваиваете до 50%, поскольку при этом работают три вида памяти – зрительная, слуховая и механическая.
Чтобы усвоение было более глубоким, нужно после обучения работать с конспектом – проработать полученную информацию, выучить ее, осмыслить, отработать навыки.
Отнеситесь к конспекту со всей ответственностью. Не записывайте нужную информацию на отдельных листочках, тоненьких тетрадках или маленьких блокнотиках. Они быстро заканчиваются, вечно где-то теряются. Заведите толстую общую тетрадь, и носите ее на все семинары. Не теряйте ее и не давайте кому-либо почитать, можете остаться без конспекта. Конспект по спа должен быть личным, как Библия.
Не забывайте периодически перечитывать ваш конспект. Как и Библию, его читают всю жизнь. Обучение – процесс циклический, т.е. непрерывный и постоянно возвращающий вас к уже пройденному. Но цикл проходит не по кругу, а по спирали, следовательно, возвращаясь к пройденному, мы постигаем его на более высоком уровне. И если не пройдены нижние витки спирали, невозможно подняться на следующий, более высокий виток.

Шаг 3. АНАЛИЗ ОБУЧЕНИЯ

Каждый раз после занятия/семинара анализируйте обучение. Для этого ответьте себе на простые вопросы.

1. Сегодня я узнала …

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполняла…

5. Я поняла, что…

6. Теперь я могу…

7. Меня удивило, что…

8. Я приобрела …

9. Я научилась…

10.У меня получилось …

11. Как я смогу использовать полученные знания?

Если вместо положительного ответа получается отрицательный, то следует задать себе вопрос - «Почему?».
Почему вы ничего не узнали нового на семинаре? Вы не читали анонс семинара, не спрашивали, о чем этот семинар?
Почему вам было неинтересно и даже скучно? Может быть потому, что вы ничего не понимали?
Почему вы ничего не понимали из услышанного? Достаточно ли у вас базовых знаний по специальности, чтобы понимать тему семинара?
Почему вас ничего не удивило? Когда в последний раз вас что-то удивляло в своей специальности?
Почему ничему не научилась?
Почему ничего не получалось? Вы не выспались перед семинаром, и у вас болела голова? На семинаре вам хотелось есть, а не учиться?

Шаг 4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Применяйте полученную на обучении информацию – знания и навыки – как можно быстрее. Не ждите лучших времен. Внедряйте полученную информацию здесь и сейчас.

Отдельные процедуры
Практические навыки начинайте отрабатывать сразу же после семинара на своих близких. Установите дату, когда вы будете готовы выполнять эту процедуру клиентам. Что для этого нужно, помимо ваших навыков? Согласование с директором? Закупка препаратов и материалов?

Курсовые процедуры
Если процедура применяется курсом, проведите первый курс на директоре салона или на сотруднике спа, согласованном с директором. Чтобы увидеть результаты курса, вам необходим гарантированный клиент, который точно будет ходить на курс.
Лучшей кандидатуры, чем директор спа, не найти. После проведения первого показательного курса вы будете предлагать клиентам только курсовые процедуры. Ведь именно они нужны в спа. Ну не может человек похудеть за одну процедуру, и кожа не подтянется от одного массажа.

Холистические техники
Их внедрять проще всего. Подумайте, для каких ваших процедур подходит новая холистическая техника. Например, техника «Пробуждение» хорошо вписывается в процедуры, заканчивающиеся в положении лежа на животе. Начинайте пробуждать всех клиентов после таких процедур с помощью холистической техники «Пробуждение».

Теоретические знания

Сразу же корректируйте ход ваших процедур с учетом полученных знаний. Например, вы не наносили увлажняющее молочко после водных процедур (душ Шарко, ручной подводный душ-массаж, ванны…). На обучении вы узнали о необходимости нанесения завершающего препарата в этих процедурах. Наносите. Клиент тут же ощутит разницу. Другой пример. Вы узнали о лечебных эффектах цветного света. Включайте нужный цвет во время процедуры, перестаньте использовать хромотерапию как дискотеку.

Обучение – циклический процесс накопления и расширения знаний. По мере обучения происходит трансформация личности обучающегося, ее развитие. Профессиональное развитие специалиста сопровождается личностным ростом. Обратите внимание, что обучение – процесс циклический, т.е. непрерывный. В настоящее время объем информации в каждой сфере знаний ежегодно удваивается, а то и утраивается. Особенно это заметно в спа-индустрии.

Людмила Воронцова